Система управления и организация работы по охране труда функций управленияТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

Управление охраной труда на предприятии

  Управление охраной труда на предприятии осуществляется путем реализации следующих основных функций: организации и координации работ по охране труда; планирования работ по охране труда; контроля за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ; учета, анализа и оценки состояния охраны труда и функционирования СУОТ; стимулирования за совершенствование охраны труда.
       

Организация и координация состоят прежде всего в создании организационно-нормативной основы построения и функционирования СУОТ, учитывающей особенности предприятия. Такой основой может служить стандарт ССБТ предприятия, в котором установлены методы и содержание целенаправленного воздействия управляющих органов на объекты управления для обеспечения охраны труда; определена взаимосвязь, соподчиненность, обязанности и права служб, структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за состояние охраны труда; установлены формы взаимодействия между всеми органами управления разных уровней, а также виды управленческих решений и пути их реализации.
       

Деятельность структурных подразделений и служб предприятия должна быть скоординирована и оперативно управляема. Координацию деятельности и оказание методической помощи в проведении работы подразделениями и службами осуществляет отдел охраны труда или другое подразделение предприятия.
       

Планирование работ состоит в определении заданий всем подразделениям и службам предприятия, участвующим в решении задач управления охраной труда, и направлено на обеспечение безопасных и здоровых условий труда на всех рабочих местах.
       

Планирование осуществляется с помощью перспективных (пятилетних) комплексных планов улучшения условий, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий; текущих (годовых) планов, разрабатываемых в виде соглашений по охране труда; оперативных (квартальных, месячных) планов работ по охране труда на участках, в цехах.
       

Комплексные планы предусматривают (по годам пятилетки) сокращение численности работающих в неблагоприятных условиях путем приведения в соответствие с нормами охраны труда уровней шума, вибрации, запыленности, загазованности воздуха и других вредных и опасных производственных факторов; сокращение количества работающих на ручных и тяжелых физических работах; вывод из эксплуатации и реконструкцию цехов, участков, производств, не отвечающих нормам охраны труда; внедрение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с требованиями охраны труда, а также по предупреждению травматизма, в том числе за счет улучшения обучения безопасности труда, улучшения контроля за состоянием охраны труда и других мероприятий; прирост строительства санитарно-бытовых, вспомогательных помещений, промышленно-санитарных лабораторий, а также строительства и расширения лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений. При этом определяются исполнители, стоимость работ и источники финансирования.
       

Эти планы реализуются через текущие планы, которые разрабатываются на основе комплексных и номенклатурных мероприятий по охране труда.
Перспективные планы составляются на базе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда на производственных участках, анализа травматизма и заболеваемости с учетом перспектив развития предприятия, его технического переоснащения.
       

Оперативные планы подготавливаются для быстрого устранения недостатков, выявленных в процессе общественного и ведомственного контроля состояния охраны труда в цехах, на участках, а также государственного надзора за охраной труда на предприятии.
       

Контроль за состоянием охраны труда и функционированием СУОТ на предприятии направлен на выявление отклонений от требований законодательства о труде, стандартов ССБТ, правил и норм безопасности труда. Кроме того, в нем должны быть разработаны мероприятия, а в необходимых случаях приняты оперативные меры по ликвидации причин выявленных недостатков. Контроль должен основываться на метрологическом обеспечении, включающем современные методы и средства измерений опасных и вредных производственных факторов, показателей безопасности производственного оборудования и технологических процессов, качества средств индивидуальной защиты.
       

Учет, анализ и оценка состояния охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии охватывают все функции и задачи управления с целью определения состояния охраны труда и разработки рекомендаций для принятия управленческих решений руководителями всех уровней управления. Суть работы заключается в системном учете показателей состояния охраны труда, анализе данных учета и обобщении причин несоблюдения требований законодательства по охране труда, а также причин невыполнения планов работ по охране труда и в обосновании, на базе полученных данных, управленческих решений, содержащих конкретные предложения, мероприятия, сроки установления выявленных недостатков, перечень подразделений и служб, на которые возлагается эта работа.
       

В качестве анализируемых материалов используются данные о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; различных видов контроля; санитарно-технических паспортов цехов, участков, а также аттестации рабочих мест; специальных обследований состояния объектов управления, в том числе зданий, сооружений, оборудования и т. п.
       

Практическим результатом осуществления этой функции являются предложения в оперативные, текущие и перспективные планы по охране труда, а также по стимулированию деятельности служб, подразделений и должностных лиц охраны труда.
       

Стимулирование за охрану труда направлено на повышение безопасности труда и эффективности СУОТ. Применяется как моральное, так и материальное стимулирование. Виды, формы и порядок морального н материального стимулирования определяются администрацией совместно с профкомом предприятия и утверждаются в виде положения о социалистическом соревновании, общественном смотре или конкурсе по охране труда. Занявшие призовые места цехи, участки, бригады, ИТР, общественные инспектора по охране труда заносятся на Доску почета, отмечаются грамотами, благодарностями, денежными премиями или льготными путевками в дома отдыха. Эти поощрения присуждаются за истекший квартал при условии выполнения производственного плана; достижения коэффициента безопасности {равного единице); досрочного выполнения запланированных мероприятий по охране труда; разработки и внедрения мер, направленных на улучшение условий и безопасности труда; недопущения несчастных случаев.

Основные положения Российской федерации о труде и об охране труда

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия "охрана труда". Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

    правовые,
    социально-экономические,
    организационно-технические,
    санитарно-гигиенические,
    лечебно-профилактические,
    реабилитационные и иные мероприятия.

Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий.

Трудовой кодекс Российской Федерации принят 30 декабря 2001 г. в редакции от 30 июня 2006 г. определяет:

    основные направления государственной политики в области охраны труда;
    государственные нормативные требования охраны труда;
    обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;
    обязанности работника в области охраны труда;
    государственное управление охраной труда;
    мероприятия по обеспечению охраны труда;
    основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;
    организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;
    принципы управления охраной труда непосредственно в организации;
    обеспечение прав работника на охрану труда;
    право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;
    финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

являются:

    обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
    принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
    государственное управление охраной труда;
    государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда;
    государственная экспертиза условий труда;
    установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
    содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
    профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
    расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
    координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
    распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
    участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
    подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
    организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
    обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
    международное сотрудничество в области охраны труда;
    проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя (ст 210 ТК РФ).

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями:

    органов государственной власти Российской Федерации;
    органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
    органов местного самоуправления;
    работодателей и объединений работодателей;
    профессиональных союзов и их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Обязанности по  обеспечению  безопасных условий  и охраны  труда возлагаются на работодателя. РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):

    безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
    применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
    соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
    режимы труда и отдыха работников, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
    приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированных работникам средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств установленными нормами;
    обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировку и проверки знания требований охраны труда;
    недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж: по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
    организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
    проведение специальной оценки условий труда
    организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) и обязательных психиатрических освидетельствований работников, в случаях предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами;
    недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
    информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
    предоставление информации  и документов  (для  осуществления ими своих полномочий):
        федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственному политики нормативно- правовому регулированию в сфере труда,
        федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства,
        органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда,
        органам профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
    принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
    расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
    беспрепятственный допуск должностных лиц:
        федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение госнадзора и контроля;
        органов Фонда социального страхования РФ;
        представителей органов общественного контроля
    в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные законами сроки;
    обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
    ознакомление работников с требованиями охраны труда;
    разработку и утверждение правил и инструкций с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа;
    наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Работодатель обязан выплачивать в полном размере и в срок причитающуюся работникам заработную плату (ст. 22 ТК РФ).

Работодатель обеспечивает лицам, поступающим на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 225 ТК РФ):

    обучение безопасным приемам и методам выполнения работ, со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов, а также проведение периодического обучения по охране труда и проверки знаний.

Государство обеспечивает:

    профессиональную подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Все работники, в том числе руководители организаций, а так же руководители - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

РАБОТНИК обязан (ст. 214 ТК РФ):

    соблюдать требования охраны труда;
    правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
    проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
    немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
    проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Указ Президента Российской Федерации от 9.03.04 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» положил начало административной реформе.

Новая структура органов исполнительной власти предусматривает трехуровневое разграничение функций:

    министерство,
    федеральная служба,
    федеральное агентство.

На переходном этапе действуют ранее принятые законодательные и иные нормативные акты, которыми регулировались вопросы охраны труда и социальной защиты работающих на производстве.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению:

    федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда ;
    другими федеральными органами исполнительной власти (ст. 216 ТК РФ).

Федеральным органам исполнительной власти предоставлено право:

    осуществлять отдельные функции по нормативно – правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда;
    при этом они обязаны:
        согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда;
        координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное управление в пределах своих полномочий на территориях субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, в том числе в сфере оказания услуг численность работников которого превышает 50 человек:

    создается служба охраны труда или
    вводится должность специалиста по охране соответствующую подготовку или опыт работы.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель принимает решение о создании службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии:

    службы охраны труда,
    штатного специалиста по охране труда

их функции осуществляют:

    работодатель - индивидуальный предприниматель (лично),
    руководитель организации (лично),
    другой уполномоченный работодателем работник,
    организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору (ст.217 ТК РФ).

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Для оперативного рассмотрения вопросов охраны труда по инициативе работодателя и (или) работников на предприятии численностью более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

Каждый работник имеет право на:

    рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;
    обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
    получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов;
    отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами до устранения такой опасности;
    обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;
    обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;
    профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;
    запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте:
        федеральными органами исполнительной власти уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства;
        другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности
        органами исполнительной власти, осуществляющими государственную экспертизу условий труда;
        органами профессионального контроля законодательства о труде и охране труда; за соблюдением законодательства о труде и охране труда;
    обращение по вопросам охраны труда:
        в органы государственной власти Российской Федерации;
        в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
        в органы местного самоуправления;
        к работодателю и их объединения;
        в профессиональные союзы, их объединения;
        в иные уполномоченные работниками представительные органы;
    личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
    внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра;
    компенсации, установленные законом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ТРУД В УСЛОВИЯХ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ОХРАНЫ ТРУДА

Государство гарантирует работникам защиту их прав на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Условия труда, предусмотренные трудовым договором, должны соответствовать требованиям охраны труда.

Согласно статье 220 Трудового кодекса Российской Федерации: на время приостановления работ в связи с приостановлением деятельности или временным запретом деятельности вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника за ним сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

На это время работник с его согласия может быть переведен работодателем на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

При отказе работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, работодатель обязан предоставить работнику другую работу на время устранения такой опасности.

В случае, если предоставление работы по объективным причинам работнику невозможно, время простоя работника до устранения опасности для его жизни и здоровья оплачивается работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае необеспечения работника в соответствии с установленными нормами средствами индивидуальной и коллективной защиты работодатель не имеет права требовать от работника исполнения трудовых обязанностей и обязан оплатить возникший по этой причине простой.

В этом случае отказ работника от выполнения работ не влечет за собой его привлечение к дисциплинарной ответственности.

Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников

Работодатель для отдельных категорий работников обязан соблюдать ограничения:

    на привлечение их к выполнению тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда;
    к выполнению работ в ночное время;
    к сверхурочным работам;
    осуществлять перевод работника, нуждающегося по состоянию здоровья в предоставлении им более легкой работы, на другую работу в соответствии с медицинским заключением, с соответствующей оплатой;
    устанавливать перерывы для отдыха включаемые в рабочее время;
    создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и др. (ст. 224 ТК РФ).

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств:

    федерального бюджета;
    бюджетов субъектов РФ;
    местных бюджетов;
    внебюджетных источников.

в порядке, установленном федеральными законами отраслевых и территориальных целевых программ.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ услуг) (Ст. 226 ТК РФ).

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда.

Работник не  несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Организация охраны труда - Закон Украины "Об охране труда"

Статья 13. Управление охраной труда и обязанности работодателя

Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства о правах работников в области охраны труда.

С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда, а именно:

создает соответствующие службы и назначает должностных лиц, которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за исполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение;

разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда;

обеспечивает выполнение необходимых профилактических мер в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

внедряет прогрессивные технологии, достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т. п.;

обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и оснащения, мониторинг за их техническим состоянием;

обеспечивает устранение причин, вызывающих несчастные случаи, профессиональные заболевания, и осуществление профилактических мер, определенных комиссиями по итогам расследования этих причин;

организует проведение аудита охраны труда, лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования и оснащения, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам об охране труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их итогам принимает меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов;

разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты об охране труда, действующие в пределах предприятия (далее - акты предприятия) и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами об охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовыми актами и актами предприятия об охране труда;

осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями об охране труда;

организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в области охраны труда; принимает срочные меры для помощи потерпевшим, привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев.

Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Раздел 4, Статья 2 Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов об охране труда
Статья 14. Обязанности работника по соблюдению требований нормативно-правовых актов об охране труда

Работник обязан: заботиться о личной безопасности и здоровье, а также о безопасности и здоровье окружающих людей в процессе выполнения каких-либо работ либо во время нахождения на территории предприятия; знать и исполнять требования нормативно-правовых актов об охране труда, правила обращения с машинами, механизмами, оборудованием и другими средствами производства, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты; проходить в установленном законодательством порядке предварительные и периодические медицинские осмотры. Работник несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований.

Раздел 4, Статья 3 Служба охраны труда на предприятии
Статья 15. Служба охраны труда на предприятии

На предприятии с количеством работающих 50 и более человек работодатель создает службу охраны труда в соответствии с типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по вопросам надзора за охраной труда. На предприятии с количеством работающих менее 50 человек функции службы охраны труда могут исполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. На предприятии с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы охраны труда могут привлекаться посторонние специалисты на договорных началах, имеющие соответствующую подготовку. Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Руководители и специалисты службы охраны труда по своей должности и заработной плате приравниваются к руководителям и специалистам основных производственно-технических служб.

Специалисты службы охраны труда при выявлении нарушений охраны труда имеют право: выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для исполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и объяснения по вопросам охраны труда; требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренные законодательством медицинский осмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не исполняющих требования нормативно-правовых актов об охране труда; приостанавливать работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работающих; направлять работодателю представление о привлечении к ответственности работников, нарушающих требования по охране труда. Предписание специалиста по охране труда может отменить лишь работодатель. Ликвидация службы охраны труда допускается только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.

Раздел 4, Статья 4 Комиссия по вопросам охраны труда предприятия
Статья 16. Комиссия по вопросам охраны труда предприятия

На предприятии с целью обеспечения пропорционального участия работников в решении каких-либо вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может создаваться комиссия по вопросам охраны труда.

Комиссия состоит из представителей работодателя и профессионального союза, а также уполномоченного наемными работниками лица, специалистов по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия в соответствии с типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Решения комиссии имеют рекомендательный характер.

Раздел 4, Статья 5 Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий
Статья 17. Обязательные медицинские осмотры работников определенных категорий

Работодатель обязан за свои средства обеспечить финансирование и организовать проведение предварительного (при приеме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными либо опасными условиями труда или таких, где необходим профессиональный отбор, ежегодный обязательный медицинский осмотр лиц в возрасте до 21 года.

По результатам периодических медицинских осмотров в случае необходимости работодатель должен обеспечить проведение соответствующих оздоровительных мероприятий. Медицинские осмотры проводятся соответствующими учреждениями здравоохранения, работники которых несут ответственность согласно законодательству за соответствие медицинского заключения фактическому состоянию здоровья работника. Порядок проведения медицинских осмотров определяется специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Работодатель имеет право в установленном законом порядке привлечь работника, уклоняющегося от прохождения обязательного медицинского осмотра, к дисциплинарной ответственности, а также обязан отстранить его от работы без сохранения заработной платы.

Работодатель обязан обеспечить за свой счет внеочередной медицинский осмотр работников: по заявлению работника, если он считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда; по своей инициативе, если состояние здоровья работника не позволяет ему исполнять свои трудовые обязанности. За время прохождения медицинского осмотра за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок.

Раздел 4, Статья 6 Обучение по вопросам охраны труда
Статья 18. Обучение по вопросам охраны труда

Работники при приеме на работу и в процессе работы должны проходить за счет работодателя инструктаж, обучение по вопросам охраны труда, по оказанию первой медицинской помощи потерпевшим от несчастных случаев и правилам поведения при возникновении аварии.

Работники, занятые на работах с повышенной опасностью или там, где необходим профессиональный отбор, должны ежегодно проходить за счет работодателя специальное обучение и проверку знаний соответствующих нормативно-правовых актов об охране труда. Перечень работ с повышенной опасностью утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда. Должностные лица, деятельность которых связана с организацией безопасного ведения работ, при приеме на работу и периодически) один раз в три года, проходят обучение, а также проверку знаний по вопросам охраны труда с участием профсоюзов. Порядок проведения обучения и проверки знаний должностных лиц по вопросам охраны труда определяется типовым положением, которое утверждается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Не допускаются к работе работники, в том числе должностные лица, не прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда. В случае выявления у работников, в том числе должностных лиц, неудовлетворительных знаний по вопросам охраны труда, они должны в месячный срок пройти повторное обучение и проверку знаний. Изучение основ охраны труда, а также подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда с учетом особенностей производства соответствующих объектов экономики обеспечиваются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки во всех учебных заведениях по программам, согласованным со специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда.

Раздел 4, Статья 7 Финансирование охраны труда
Статья 19. Финансирование охраны труда

Финансирование охраны труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнению общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предупреждение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается, наряду с другими источниками финансирования, определенными законодательством, в государственном и местных бюджетах, которые выделяются отдельной строкой.

Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5 процента суммы реализованной продукции. (Дію частини четвертої статті 19 зупинено на 2004 рік згідно із Законом № 1344-IV від 27.11.2003) На підприємствах, що утримуються за рахунок бюджету, витрати на охорону праці передбачаються в державному або місцевих бюджетах і станов- лять не менше 0,2 відсотка від фонду оплати праці. Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, определяются согласно перечню мер и средств по охране труда, который утверждается Кабинетом Министров Украины.

Раздел 4, Статья 8 Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении
Cтатья 20. Регулирование охраны труда в коллективном договоре, соглашении

В коллективном договоре, соглашении стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий в области охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, их обязанности, а также комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров, определяют объемы и источники финансирования указанных мероприятий.

Раздел 4, Статья 9 Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства
Статья 21. Соблюдение требований по охране труда при проектировании, строительстве (изготовлении) и реконструкции предприятий, объектов и средств производства

Производственные здания, сооружения, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие после строительства (изготовления) или реконструкции, капитального ремонта и т. п., и технологические процессы должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов об охране труда.

Проектирование производственных объектов, разработка новых технологий, средств производства, средств коллективной и индивидуальной защиты работающих должны производиться с учетом требований по охране труда. Не допускается строительство, реконструкция, техническое переоснащение и т. п. производственных объектов, инженерных инфраструктур объектов социально-культурного назначения, изготовление и внедрение новых для данного предприятия технологий и указанных средств без предварительной экспертизы рабочего проекта или рабочей документации на их соответствие нормативно-правовым актам об охране труда. Финансирование этих работ может производиться лишь после получения положительных результатов экспертизы. Работодатель обязан получить разрешение на начало работы и виды работ предприятия, деятельность которого связана с выполнением работ и эксплуатацией объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. Перечень видов работ, объектов, машин, механизмов, оборудования повышенной опасности определяется Кабинетом Министров Украины.

Экспертиза проектов, регистрация, осмотры, испытания и т. п. производственных объектов, инженерных инфраструктур объектов социально-культурного назначения, приемка их в эксплуатацию производятся в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины. В случае когда работодатель не получил указанного разрешения, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, по представлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда, принимает меры к отмене государственной регистрации этого предприятия в установленном законом порядке при условии, если в течение месяца со времени выявления указанных недостатков работодатель не провел надлежащих мероприятий по их устранению.

Технологические процессы, машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, химические вещества и их соединения и другая опасная продукция, приобретенные за границей, допускаются в эксплуатацию (к применению) лишь при условии проведения экспертизы на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, действующим на территории Украины. Приемка в эксплуатацию новых и реконструированных производственных объектов производится с участием представителей профессиональных союзов. Не допускается применение в производстве вредных веществ при отсутствии их гигиенической регламентации и государственной регистрации.

Раздел 4, Статья 10 Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий
Статья 22. Расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий

Работодатель должен организовывать расследование и вести учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий в соответствии с положением, которое утверждается Кабинетом Министров Украины по согласованию с всеукраинскими объединениями профсоюзов. По итогам расследования несчастного случая, профессионального заболевания или аварии работодатель составляет акт по установленной форме, один экземпляр которого он обязан выдать потерпевшему или другому заинтересованному лицу не позднее трех дней с момента окончания расследования.

В случае отказа работодателя составить акт о несчастном случае или несогласия потерпевшего с его содержанием вопросы решаются должностным лицом органа государственного надзора за охраной труда, решения которого обязательны для работодателя. Решение должностного лица органа государственного надзора за охраной труда может быть обжаловано в судебном порядке.

Раздел 4, Статья 11 Информация и отчетность о состоянии охраны труда
Статья 23. Информация и отчетность о состоянии охраны труда

Работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов об охране труда, и Фонд социального страхования от несчастных случаев о состояний охраны труда, причине аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о мерах, принятых для их устранения и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

Работникам и/или их представителям обеспечивается доступ к информации и документам, которые содержат результаты аттестации рабочих мест, запланированные работодателем профилактические мероприятия, результаты расследования, учета и анализа несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отчеты по этим вопросам, а также к уведомлениям, представлениям и предписаниям органов государственного управления и государственного надзора за охраной труда.

Органы государственного управления охраной труда в установленном порядке информируют население Украины, работников о реализации государственной политики по охране труда, выполнении общегосударственной, отраслевых или региональных программ по этим вопросам, об уровне и причинах аварийности, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о выполнении своих решений по охране жизни и здоровья работников. На государственном уровне ведется единая государственная статистическая отчетность по вопросам охраны труда, форма которой согласовывается специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по надзору за охраной труда, профессиональными союзами и фондом социального страхования от несчастных случаев.

Раздел 4, Статья 12 Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

Статья 24. Добровольные объединения граждан, работников и специалистов по охране труда

С целью объединения усилий наемных работников, ученых, специалистов по охране труда и отдельных граждан для улучшения охраны труда, защиты работников от производственного травматизма и профессиональных заболеваний могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные объединения граждан, действующие в соответствии с законом.

]]>http://leg.co.ua/knigi/zakony/zakon-ukrainy-ob-ohrane-truda--3.html]]>
]]>http://www.umc-prof.ru/cat/tems11.html]]>

Строительная смета и всё, что нужно знать о ней. Локальная смета, ее определение и использование.

Оформлять смету должны уметь как крупная строительная компания, так и евроотдельщик-одиночка. Это важный документ, в котором фиксируются все расходы на ремонт или строительство того или иного объекта. Допустим, некий субъект решил сделать ремонт квартиры. Следовательно, он хочет, чтобы расходы на него были минимальными. Тогда данному заказчику нужно организовать так называемый тендер.

Фонтан для дома своими руками! Настольный фонтан своими руками и комнатный фонтан своими руками, как способ пережить жару.

В этой статье я попробую рассказать Вам, как сделать для ]]>дома небольшой фонтан своими руками. Этот красивый декоративный фонтан украсит любой дачный участок или уголок сада! Всего-то пара часов свободного времени и немного материала.

Металлические декоративные заборчики для сада

Ландшафтный дизайн сада или дачного участка это довольно ответственная и трудоемкая задача. Ведь вы проводите на даче свое свободное время с надеждой хорошо отдохнуть, расслабиться и зарядиться позитивом и гармонией на всю рабочую неделю. Ваши дети, вероятно, тоже любят проводить время в саду. Цветы, оформленные в клумбы и цветники, добавляют пейзажу ярких жизнеутверждающих красок и оживляют весь сад в целом.  Чтобы придать саду изящество, и создать ощущение завершенности ландшафта используют самые различные приспособления.

Декоративные садовые заборчики для клумб активно применяются для украшения дачных участков, домашних палисадников, сквериков и садов. Подчеркивая стиль ландшафтного дизайна, эти ограждения создают впечатление ухоженности, аккуратности и добавляют некоторый шарм вашему саду. 

Фонтан в домашних условиях

Оригинальный декоративный фонтан станет достойным украшением. Для этого вам понадобится всего полдня свободного времени и весьма небольшое количество строительного материала.

Строительство домов из ракушняка

Наша строительная бригада выполняет качественно и за доступную всем цену строительство домов из ракушняка в Киеве и обл. Позвоните к нам и Вы узнаете цены на строительства дома из ракушняка. Расчет дома из ракушняка сделаем бесплатно.