Что представляют собой схемы смазочных систем дизеля?

Что представляет собой смазочная система дизеля

Смазочная система дизеля Д - 240.

Масло через сетчатый маслоприемник засасывается насосом из поддона картера. По маслопроводу и вертикальному каналу блок - картера оно нагнетается в центробежный маслоочиститель с внутренним гидравлическим приводом ротора, откуда уже очищенное по маслопроводу поступает в масляный радиатор. Здесь масло охлаждается и по маслопроводу нагнетается в канал средней перегородки блок - картера. Далее основной поток идет в продольный канал, который называют главной магистралью, а часть масла поступает на смазывание среднего коренного подшипника по наклонному каналу.

Из главной магистрали по каналам, просверленным в перегородках и стенках блок - картера, смазка поступает к остальным коренным подшипникам. Из кольцевых проточек верхних вкладышей коренных подшипников через сквозные сверления в коренных шейках и по каналам в щеках коленчатого вала масло поступает в полости 6 шатунных шеек, откуда после дополнительной очистки по каналам идет на смазывание трущихся поверхностей вкладышей и шатунных шеек.

Часть масла от переднего, среднего и заднего коренных подшипников через сверления в их верхних вкладышах и по каналам блок - картера поступает на смазывание соответствующих опорных шеек распределительного вала. В задней шейке этого вала сделано сверление, которое 1 раз за оборот соединяет отверстие, подводящее масло к этой шейке, с каналом 13 блок - картера и его продолжением — каналом головки цилиндров. Это дает возможность подавать масло пульсирующим потоком по трубке во внутреннюю полость валиков коромысел. Из этой полости масло через, сверления поступает в зазоры между валиком и коромыслом. По каналам масло поступает на смазывание трущихся поверхностей регулировочных винтов и штанг. Масло, стекая по штангам и далее через сверления в толкателях, поступает в поддон картера.

По соответствующим каналам смазка также подается во втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса.

Масло, выдавливаемое из зазоров и снимаемое маслосъемными кольцами, разбрызгивается вращающимися деталями. Образующийся при этом масляный туман смазывает поверхности цилиндров, поршней, толкателей и других деталей. Через сверления в верхней головке шатуна масло поступает к поршневому пальцу.

Для того чтобы давление в картере не повышалось и газы не выдавливали масло через уплотнения, полость картера сообщается с атмосферой через сапун.

Для контроля давления и температуры масла в главной магистрали на щитке контрольных Гриборов установлены указатель давления и дистанционный указатель температуры.В дизеле, загруженном на полную мощность, нормальная температура масла должна находиться в пределах 80...95°С. При такой температуре и номинальной частоте вращения коленчатого вала давление масла в главной магистрали должно составлять 0,20...0,30 МПа. Минимальное давление масла допускается не ниже 0,08 МПа.В смазочной системе предусмотрены три клапана. Редукционный 16 позволяет при пуске дизеля непрогретое масло пропускать в главную масляную магистраль, минуя масляный радиатор. Сливной клапан 17 поддерживает необходимое давление масла в главной масляной магистрали. Он отрегулирован на давление 0,20...0,30 МПа. Если давление становится выше, сливной клапан перепускает масло в поддон картера. Предохранительный клапан 18 отрегулирован на давление масла 0,65...0,70 МПа.

Если давление на входе в центрифугу превышает это значение, клапан перепускает масло в поддон картера.

Смазочная система дизеля А – 41.

В отличие от дизеля Д - 240 в ее состав входят двухсекционный масляный насос и две параллельно работающие центрифуги с наружным гидроприводом ротора. Часть масла после очистки в шатунных шейках коленчатого вала поступает по каналам в стержнях шатунов для смазывания трущихся поверхностей втулок и поршневых пальцев. В системе имеется три автоматически работающие клапана: редукционный, предохранительный и сливной.

Смазочная система дизеля Д - 144

Поступает к среднему коренному подшипнику, откуда по сверлениям в щеках и шейках коленчатого вала — к шатунным и остальным коренным шейкам. К шейкам распределительного вала смазка поступает от соответствующих коренных подшипников коленчатого вала. От задней шейки распределительного вала масло пульсирующим потоком нагнетается в трубку, из которой подводится в каналы каждой головки для смазывания клапанного механизма. Центрифуга по своей конструкции такая же, как и дизеля А - 41.

Смазочная система V - образных дизелей

Более сложная, чем предыдущие. Для заполнения ее смазывающим материалом перед пуском здесь установлен шестеренный масляный насос предпусковой прокачки с приводом от пускового двигателя насос начинает подавать масло в смазочную систему дизеля. В течение 1...2 мин создается давление 0,1 МПа, после чего работа насоса прекращается.

На дизеле СМД - 62 — двухсекционный шестеренный насос и односекционный маслоочиститель.

В смазочной системе дизеля ЯМЗ - 240Б

Имеется двухсекционный шестеренный насос и два маслоочистителя. В масляном фильтре вмонтирован перепускной клапан с контрольным датчиком, включающим сигнальную лампу в момент открытия клапана. Из фильтра очищенное масло по каналам в блок - картере и корпусе упорного подшипника нагнетается через каналы в коленчатом вале к шатунным подшипникам. Распределительный вал и детали клапанного механизма смазываются таким же образом, как и в дизеле А - 41. Часть масла из главной магистрали идет к гидромуфте, приводящей во вращение крыльчатку вентилятора, и сливается в поддон. Кроме того, масло поступает для смазывания пневмокомпрессора.

В системе имеется пять клапанов: перепускной масляного насоса предпусковой прокачки для снижения давления в период пуска; перепускной, выключающий масляный фильтр при засорении; дифференциальный, расположенный в масляном фильтре и стабилизирующий давление в смазочной системе, два клапана в масляном насосе, аналогичные по действию клапанам насосов других дизелей.

Смазочная система комбинированная.

 В зависимости от условий работы деталей масло подается к их трущимся поверхностям (коренные и шатунные шейки коленчатого вала, опорные шейки распределительного вала, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса) под давлением, но пульсирующим потоком (клапанный механизм) и разбрызгиванием (остальные детали). Основными сборочными единицами, входящими в смазочную систему дизеля, являются масляный насос 3 с маслоприемником, полнопоточный центробежный масляный фильтр 2, масляный радиатор 1. Кроме того, к смазочной системе относятся маслопроводы, соединительная арматура, контрольные приборы, предохранительные клапаны и др. Часть сборочных единиц дизеля, не вошедших в основную смазочную систему (водяной насос, пусковой двигатель, топливный насос, механизм передачи пускового двигателя), имеет автономную схему смазки.

Рис. 9. Схема смазочной системы;

1 - масляный радиатор; 2 - масляный фильтр; 3 - масляный насос; 4 - пробка масляного картера; 5 - приемник масляного насоса; 6 - манометр. 7 - сливной клапан. 8 - редукционный клапан; 9 - клапан фильтра. 10 - масляный картер

В качестве основного смазочного материала для дизеля применяется масло моторное: летом -марки М10Г2, зимой -марки М8Г2 (ГОСТ 8581-78) со сроком замены через 480 ч работы. В качестве заменителя применяется моторное масло: летом - марки М10В2, зимой - марки М8В2 (ГОСТ 8581-78) со сроком замены через 240 ч работы.

Масляный насос (рис. 10) одноступенчатый, шестеренного типа, установлен на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится во вращение от коленчатого вала дизеля. Основные части насоса: корпус 2, крышка 5, шестерня 6 привода и ведущая шестерня 9, укрепленные на валу 8, и ведомая шестерня 4, расположенная на пальце 3.

Рис. 10. Масляный насос:

1 - маслоэаборник; 2 - корпус насоса; 3 - палец ведомой шестерни; 4 - ведомая шестерня; 5 - крышка корпуса; 6 - шестерня привода насоса; 7 - штифт; 8 - вал насоса; 9 - ведущая шестерня; 10- патрубок.

При вращении шестерен 9 и 4 в зоне всасывания создается разрежение, благодаря которому масло через маслозаборник поступает в насос. Попадая между зубьями шестерен, масло нагнетается в магистраль, а из нее подается к трущимся деталям.

Глубина расточек под шестерни в корпусе, ширина шестерен и их расположение выполняются с большой точностью. Для герметичности внутренней полости масляного насоса привалочные плоскости корпуса и крышки шлифуют. Чтобы создать соосность подшипников, крышка соединяется с корпусом при помощи двух контрольных штифтов, отверстия для которых обрабатываются совместно. Поэтому перестановка крышки с одного насоса на другой недопустима. Подача насоса 36 л/мин при частоте вращения 2320 об/мин и развиваемом насосом давлении 0,70...0,75 МПа (7,0...7,5 кгс/см²).

Масляный фильтр (рис. 11) предназначен для очистки масла, циркулирующего в смазочной системе. На дизеле установлен центробежный фильтр с бессопловым гидравлическим приводом.

Рис. 11. Центробежный масляный фильтр (центрифуга):

1 - колпак; 2 - шайба; 3 - колпачковая гайка; 4 - гайка; 5 - специальная гайка; 6 - кольцо; 7 - тангенциальное отверстие; 8 - остов ротора; 9 - маслоотводящая трубка; 10 - насадок (завихритель масляного Потока); 11 - внутренний стакан; 12 - нижняя крышка ротора; 13 - крышка ротора; 14 - уплотнительное резиновое кольцо; 15 - ось ротора; 16 - предохранительный клапан; 17 - радиаторный (редукционный) клапан; 18 - сливной клапан; 19-корпус фильтра; 20- стакан ротора; 21 - прокладка колпака.

В корпус 19 центрифуги ввернута ось 15, на которой вращается ротор, состоящий из остова 8, внутреннего стакана II, нижней крышки 12 и верхней крышки 13. Крышка 12 крепится на остове 8 гайкой и уплотняется резиновым кольцом 14. Шайба 2 и гайка 4, установленные на верхнем резьбовом конце оси 15, ограничивают осевое перемещение ротора. Сверху ротор закрыт колпаком /, который закреплен гайкой 3 с шайбой 2. Внутри оси проходит маслоотводящая трубка.

От масляного насоса масло по каналу в блоке цилиндров, а затем по кольцевому каналу и отверстиям в оси ротора поступает в насадок 10, который закреплен на оси штифтом. Через щели в насадке масло подается в тангенциальном направлении, приобретает вращательное движение и через отверстия в остове ротора попадает во внутренний стакан II. Отражательный буртик крышки ротора направляет масло вверх. Под действием центробежных сил продукты сгорания и разложения масла и износа деталей отлагаются на внутренних стенках ротора. Очищенное масло с большой скоростью через тангенциальное отверстие в верхней части выбрасывается во внутреннюю проточку корпуса ротора в зоне входных радиальных отверстий 7 оси ротора. При этом возникает реактивная сила, которая вращает ротор. Затем масло через отверстия в оси ротора и трубку 9 поступает в главную масляную магистраль.

Предохранительный клапан 16 поддерживает перед ротором давление 0,65...0,70 МПа (6,5...7,0 кгс/см²). Если на входе в ротор давление масла выше этого, то оно сливается через клапан в поддон картера.

Сливной клапан 18 отрегулирован на давление 0,20...0,30 МПа (2,0...3,0 кгс/см²) и поддерживает необходимое давление в главной масляной магистрали.

Редукционный (нерегулируемый) клапан 17 служит для перепуска холодного масла в магистраль, минуя масляный радиатор. Усилие пружины клапана меньше сопротивления радиатора потоку холодного масла, поэтому, если оно холодное, клапан открывается, и масло поступает в магистраль.

Масляный радиатор (см. рис. 9) предназначен для охлаждения масла, температура которого может значительно увеличиваться при длительной работе дизеля с полной нагрузкой, особенно в условиях высоких температур окружающей среды. Проходя по многочисленным трубкам радиатора, масло охлаждается встречным потоком воздуха на 10...15°С и поступает в дизель.

Техническое обслуживание смазочной системы заключается в следующем. Ежесменно перед пуском дизеля необходимо проверить уровень масла в картере. Дизель следует заправлять моторным маслом определенного сорта в строгом соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации. Для заливки масла рекомендуется применять специальную емкость, снабженную фильтрующими сетками. Масло нужно наливать до верхней метки, не выше. Нельзя запускать дизель, если уровень масла не достигает нижней метки. Повышенный уровень приводит к увеличенному забросу масла на зеркало цилиндров, дымлению и ухудшению работы деталей поршневой группы. При недостаточном количестве масла в поддоне ухудшается смазывание деталей.

Так как масло в процессе работы дизеля теряет смазочные свойства, его нужно через 480 ч работы менять при применении основного мотор-ног о масла и через 240 ч работы при применении масел-заменителей. Масло из картера сливают, когда дизель прогрет. Чистое масло заливают, предварительно очистив ротор центробежного фильтра.

Обслуживание смазочной системы предполагает постоянное наблюдение за давлением масла. Давление масла в главной магистрали при номинальной частоте вращения дизеля должно быть 0,2...0,3 МПа (2,0...3,0 кгс/см²), при минимальной частоте -не менее 0,08 МПа (0,8 кгс/см²). Понижение или повышение давления указывает на неисправность смазочной системы. Резкое снижение давления может произойти при утечке масла из маслопроводов, неправильной работе указателя давления (манометра), сливного или предохранительного клапана и выходе из строя масляного насоса. Если давление масла при номинальной частоте вращения дизеля ниже 0,1 МПа (1,0 кгс/см²), дизель необходимо остановить, чтобы выяснить и устранить причины этого явления.

Ротор центробежного масляного фильтра очищают от отложений через 480 ч работы (при использовании моторного масла М10Г2 и М8Г2) или через 240 ч (при использовании масла М10В2 и М8В2). Для этого нужно сначала отвернуть гайку крепления колпака фильтра и снять его. Затем между крышкой ротора и чашкой корпуса фильтра вставить отвертку, застопорить ротор и, вращая вручную специальную гайку стакана ротора, осторожно снять стакан с ротора. Удалить деревянным скребком слой отложений с внутренней стенки стакана ротора и при необходимости очистить тангенциальные каналы в верхней части корпуса ротора. После этого нужно собрать ротор в последовательности, обратной разборке. Перед установкой ротора необходимо смазать маслом уплотнительное резиновое кольцо на крышке ротора. Специальную гайку стакана ротора следует заворачивать с небольшим усилием, пока не произойдет полная посадка стакана на крышку ротора.

Особенности смазки двухтактных двигателей

Техническая информация

Смазка в автомо­бильных двухтактных двигателях с прямоточной клапанно-щелевой продувкой не отличается принципиально от рассмотренных выше схем с мокрым или сухим картером. В малых двигателях с кривошипно-камерной продувкой смазка имеет свои существенные осо­бенности. Масло чаще всего подается в них вместе с бензином, к которому оно примешивается перед заправкой бензобака или каким-либо другим способом.

Поэтому поток горючей смеси, посту­пающей в кривошипную камеру, несет с собой определенное количе­ство масла. При попадании такой смеси на горячие стенки цилиндра бензин испаряется, а оставшиеся капельки масла образуют на стенч достаточной толщины пленку. Подшипники кривошипно-шатунного механизма также смазываются капельками смеси, содер­жащей масло.

В зависимости от способа смазки и качества масла оно добав­ляется к бензину в пропорциях от 1:25 до 1:50 и менее. Приме­шивание одной доли масла к 50 долям бензина при полных нагруз­ках бывает достаточно для смазки зеркала цилиндра, но не всегда обеспечивает нужную смазку подшипников вала двигателя. В связи с этим к коренным подшипникам подают иногда более обогащенную маслом смесь. Для этого используют осевшую на стенки впускного трубопровода жидкостную пленку, которая собирается и подается к подшипникам по специальным трубочкам, как показано, напри­мер, на рис. 1, в.

Рис. 1 -Принципиальные схемы систем смазки автомобильных дви­гателей:

а) четырехтактного карбюраторного и дизеля; б) система смазки с «сухим» кар­тером: в) двухтактного карбюраторного с кривошипно-камерной продувкой

На последней модели двухтактного двигателя шведского лег­кового автомобиля «Сааб» применена индивидуальная смазка под­шипников через каналы, куда масло подается насосом из отдельного масляного бачка. Производительность насоса выбрана так, что количество подаваемого масла к расходу бензина составляет про­порцию 1:50—1:60. В этом случае масло в топливо заранее не подмешивается. Метод подачи масла насосами при кривошипно-камерной продувке находит в последнее время все большее приме­нение в двухтактных двигателях. Масло часто подают во впускной трубопровод и в зависимости от нагрузки изменяют его соотноше­ние с бензином в широких пределах (1/25÷1/200), что заметно уменьшает расход масла, а также дымность и токсичность отрабо­тавших газов.

Характеристика неисправностей систем смазки ДВС

1.1.Основные сведения о системах смазки.

1.2.Характеристика основных дефектов деталей масляного насоса.

Основные функции системы смазки:

- создавать жидкостное трение,вводя между деталями слой смазки;

- удалять из сопряжений продукты изнашивания;

- отводить от деталей излишки теплоты;

- создавать уплотнения в сопряжениях деталей;

- размягчать образовавшийся кокс;

- предохранять детали от коррозии.

Основные составные элементы систем смазки ДВС:

* масляный насос, * маслопроводы

* система клапанов, * радиатор,

* фильтры, * приборы контроля.

комбинированная смазочная система СМД - 60

Моторные масла.

Основное требование к качеству: высокая стабильность свойств в условиях работы, характеризующихся высокими давлением, температурой, скоростью движения деталей.

Присадки для улучшения свойств моторных масел:

- противоокислительные, препятствующие образованию смолистых отложений;

- противокоррозионные, образующие пленку, которая защищает металл от окисления;

- моющие, смывающие с поверхности деталей смолистые вещества и предотвращающие отложения лаковых веществ;

- депрессорные, понижающие на 20...30°С температуру застывания;

- вязкостные, повышающие вязкость масла при высоких темпера-турах и уменьшающие ее при низких температурах;

- маслянистые, увеличивающие прочность масляной пленки, умень-шающие трение в сопряженных деталях и препятствующие спеканию трущихся частей;

- противопенные, делающие пену малостойкой;

- и другие.

Масляные насосы

Шестеренные масляные насосы - непрерывная подача масла к трущимся деталям в необходимом количестве, обеспечивая двух-трехкратную циркуляцию масла за 1 мин.

Циркуляция масла в системе смазки ДВС.

Односекционны.

Двухсекционные.

Насосы предпусковой прокачки масла

Масляные фильтры.

Основные функции - сохранение свойств масла путем очистки его от нагара, лаковых и смолистых отложений, механических включений, предохранение деталей двигателя от интенсивного изнашивания.

Фильтры подразделяют в зависимости от назначения и принципа действия на следующие группы:

- грубой и тонкой очистки масла;

- включаемые в систему параллельно или последовательно;

- контактной очистки или центрифуги.

Масляные радиаторы

Радиатор(охладитель) - рассеивает теплоту и, снижая температуру масла на 10...15°, предотвращает недопустимое уменьшение его вязкости и окисление.

Клапаны

Основная функция - поддержание заданного давления масла.

Редукционные клапаны - предотвращают чрезмерное повышение давления масла после насоса, особенно холодного масла в период пуска двигателя, чем предохраняют магистраль (радиатор) от разрушения.

Перепускные (предохранительные) клапаны - устанавливают параллельно фильтрам. Они перепускают неочищенное масло в магистраль при полном засорении фильтра, предохраняя двигатель от аварии.

Клапан радиаторов - служит для ограничения циркуляции масла через радиатор, когда масло недостаточно прогрето и его вязкость и давление высокие.

Сливной клапан - поддерживает заданное давление масла в магистрали.

Давление открытия редукционного клапана, МПа:

- основной секции

- радиаторной секции

- насоса предпусковой прокачки

Масляные насосы.

Масляные насосы дизельных двигателей имеют похожее устройство. Основным отличием является количество секций.

Детали насосов изготовлены из различных материалов:

- корпус - чугун СЧ 18-36;

- шестерни привода - Сталь 40Х;

- шестерни ведомые и ведущие - Сталь 40Х;

- проставка - Сталь 65Г;

- корпус клапанов - Сталь 35;

- клапан - Сталь 40Х;

- втулки - Бронза Бр ОЦС4-4-2,5.

Основное воздействие на детали насосов в процессе работы -гидроабразивное трение.

Основные дефекты (износы):

* износ корпуса насоса в местах соединения с торцами и вершинами зубьев шестерен;

* износ стенок корпуса около всасывающих отверстий;

* износ плоскостей крышек (проставок);

* износ торцевой поверхности шестерен;

* износ зубьев шестерен по толщине и высоте

* износ поверхностей валиков, осей и втулок;

* потеря герметичности клапанов;

* срыв резьб;

* износ шлицев валиков.

Перечисленные дефекты могут быть причиной:

* снижения производительности

а) увеличение торцевого зазора,

б) увеличение зазоров в подшипниках,

в) увеличение зазора между вершинами зубьев и гнездом корпуса,

г) износ зубьев шестерен по толщине,

д) потеря герметичности клапанов;

*отказа насоса

а) износ шлицев ведущих валиков,

б) излом кронштейнов крепления и др.

Основной причиной снижения производительности масляных насосов является увеличение торцевого зазора "а" (рис.1) между шестернями и крышками (проставками) который изначально устанавливается:

для двигателей А-41, А-01А, СМД-60 и СМД-62 в пределах 0,07 ... 0,22 мм,

для остальных дизелей — 0,06 ... 0,17 мм.

Допускаемый без ремонта зазор в первом случае равен 0,30 мм, а в остальных — 0,25 мм.

Зазор "в" между вершинами зубьев шестерен и стенками корпуса составляет:

нормальный 0,1 – 0,2 мм,

допустимый без ремонта – 0,4 мм.

Зазор между валиком и втулками составляет:

нормальный 0,05 – 0,10 мм,

допустимый без ремонта – 0,15 – 0,20 мм.

Допустимый износ зубьев шестерен по толщине равен 0,2 мм.

Допустимый износ крышки (проставки) по глубине в местах контакта с

шестернями до 0,05 мм.

Допустимый износ шпоночного паза по ширине до 0,5 мм.

Масляные фильтры

Основные дефекты масляных фильтров

В масляных центрифугах техническими требованиями ограничивается износ посадочных поверхностей оси и корпуса ротора:

А – верхняя шейка оси ротора,

Б – отверстие корпуса или втулки ротора,

В - нижняя шейка оси ротора,

Г - отверстие корпуса или втулки ротора.

 

]]>http://mehanik-ua.ru/uzly-i-detali/269-osnovnye-funkcii-sistemy-smazki.html]]>
]]>http://azbukadvs.ru/tehinfo/95-smazkadvuhtaktnih.html]]>
]]>http://mtz1.ru/documents/art/book82/book82-08.htm]]>

Tags: 
разборка заднего моста трактора
metki: 
дизеля д 144 какой масленный фильтр

    Похожие материалы

    Подробнее

    Rondell Нож разделочный Cascara 20 см

    Характеристики товара Rondell Нож разделочный Cascara 20 см Общие характеристики Разновидность обвалочный Назначение для разделки мяса Материал лезвия сталь Материал рукоятки бакелит Длина лезвия 20 см Общая длина ножа 32.5 см Тип...
    Подробнее

    Маска PATRIOT 600S

    Характеристики товара Маска PATRIOT 600S Общие характеристики Тип маска хамелеон с ручной регулировкой Регулировка светочувствительности срабатывания фильтра плавная Регулировка степени затемнения плавная, 9 DIN - 13 DIN Степень затемнения...
    Подробнее

    Valiant Чехол для одежды с прозрачной вставкой малый 100*60 см серый/черный

    Характеристики товара Valiant Чехол для одежды с прозрачной вставкой малый 100*60 см серый/черный Общие характеристики Тип чехол Назначение для одежды Ширина 60 см Высота 100 см Материал нетканое полотно С рисунком да Производитель...
    Подробнее

    Бани построенные из дерева и их явные преимущества. Как недорого построить баню?

    Баня из оцилиндрованного бревна тепла и экологична https://www.youtube.com/watch?v=Ax61eetfsow Современный человек все больше начинает ценить связь с природой, натуральные материалы и возвращение к вековым традициям предков. Все это соединяют в...
    Подробнее

    Однорычажный смеситель для ванны с душем ESKO Berlin BR 54

    Характеристики товара Однорычажный смеситель для ванны с душем ESKO Berlin BR 54 Общие характеристики Тип однорычажный Назначение для ванны с душем Термостат нет Покрытие хром Форма излива традиционная Монтаж Встраиваемый нет Способ...
    • Show More